Уран

 

 

Интересен с позиции семиотики «Ұран» -боевой клич. Его главное предназначение – сигнализировать нападения (знак боевой готовности) и оповещать союзников. Использование урана-клича у тюрко-монгольских народов выходит далеко за рамки обозначенных выше позиций: его выкрикивали в различных обрядах и ритуалах, тесно связанных с культом предков (призыв духа-покровителя племени); во время облавной охоты; на различных состязаниях, обрядах свадебного цикла. А.К. Кушкумбаев [7], ссылаясь на Бабура пишет, что у тюрков во время войны использовался уран из двух слов, при встрече один человек говорит одно слово, второй должен продолжить. М. Г. Рабинович делит ураны на три основные группы: ураны, связанные с родовым религиозным культом, тотемом; почитаемым местом (холмом или горой), а также родоначальником-человеком или ныне здравствующим вождем [8, с. 307].
Вероятнее всего, боевые ураны восходят к более ранним формам звуковых сигналов – охотничьим кличам. Сама специфика охоты предполагала использование условных знаков, своеобразного пароля, чаще всего — крика птицы. У казахов существовал общенародный уран – «Алаш», который ученые называют эквивалентом самоназвания народа (алаштың азаматы — казак). Каждый казахский род, в свою очередь, также имел свой собственный уран: найманы – Қаптағай, қара-кереи – Қабанбай, садыр – Алдияр, қыпшақ – Ойбас и др. Все ураны воспроизводят имена известных батыров или родоначальников. Казахские ханы и султаны (род төре) использовали уран «Арқар» (дикий горный баран), который не могли использовать другие рода.
Семиотически боевой клич рассматривается как кодовое слово, транслирующее призыв к сплочению, единению, также выступает как знак идентификации, а также как обращенность к культу предков.

.